Skip to navigation Skip to navigation Skip to search form Skip to login form Skip to footer Перейти к основному содержанию

Запись блога пользователя «Виктория Батурина-Казбанова»

Этика во взаимоотношениях врача и пациента: 5 советов пациенту".
Этика во взаимоотношениях врача и пациента: 5 советов пациенту

    Высшими ценностями человеческого общества принято считать моральные устои, соотнесённые с достижениями науки и практики. В медицине этические нормы и принципы всегда играли особую роль, ибо она имеет дело с жизнью человека, его здоровьем и смертью, а врач фактически сопровождает человека от его появления на свет до последних мгновений. Неслучайно специфической чертой медицины является приверженность идеям гуманизма. Проблемы этики, морали, взятые в контексте с религиозно-правовыми аспектами и названные в 70-х годах термином «биоэтика», приобретают в настоящее время особую актуальность.

 С древних времен врача приравнивали к Божеству, перед ним преклонялись , почитали и уважали. Но, нужно отметить что и врачи в те времена придерживались свода правил врачевания .

  В эпоху Средневековья и Возрождения нравственные ориентиры медицинской профессии определялись христианскими ценностями – любовью к ближнему, состраданием, милосердием. Знаменитый врач эпохи Возрождения Парацельс (1493–1541) учил своих учеников: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь». Христианским мировоззрением был задан важнейший моральный принцип медицины – «Делай добро!».

Клятва Гиппократа – это наиболее часто цитируемое резюме собственного понимания врачом того, что в моральном отношении требуется от медицинских докторов. Клятва предписывает врачам, как необходимо поступать в их врачебной деятельности. Примечательно, что она обходит молчанием значение автономии пациента или регулирование морального обязательства врача к пациенту моральными обязательствами к остальному обществу. На протяжении Средних веков и более поздних столетий Клятва Гиппократа воплощала самые высшие устремления врача. Клятва начинает долгую традицию медицинской этики, сущностным принципом которой является принцип, согласно которому врач морально обязан приносить пользу пациенту и предохранять пациента от вреда в соответствии с собственным наилучшим мнением врача, каким образом осуществить это. Она формулирует две основные группы моральных обязательств. Это, во-первых, моральные обязательства к пациентам. Они представляют собой ряд абсолютных запретов (например, против аборта и эвтаназии, сексуальных отношений с пациентами), а также формулировку обязательства врача помогать и не вредить пациенту. Во-вторых, формулируются моральные обязательства к другим членам медицинской гильдии (профессии). Здесь Клятва объявляет пространные обязательства ученика к своему учителю и в передаче медицинского знания и затрагивает другие темы.

Гиппократова традиция значительно обогатилась в современности. Первые этические кодексы появились в Англии и США при возникновении медицинских ассоциаций. Первоначально медицинский этический кодекс был составлен в 1803 году английским врачом из Манчестера Томасом Персивалом (Thomas Percival). В 1847 году его взяли за основу создатели Американской Медицинской Ассоциации [American Medical Association (AMA)]. Традицию совершенствовали последующими этическими кодексами АМА, которая в 1912 году предложила свою редакцию текста и наиболее значительно пересмотрела в 1957 и 1980 годах. Основное направление Англо-Американской медицины отошло от традиции Гиппократа ревизией 1980 года. С возникновением в 1881 году Общества русских врачей начинается совершенствование традиции в отечественной медицине. «Факультетское обещание русских врачей» (1871), которое давали оканчивающие медицинские факультеты в дореволюционной России, «Торжественное обещание врача Советского Союза» (1961), «Присяга врача Советского Союза» (1971) и ныне действующее «Обещание врача России» (1992) обогатили традицию. Однако кардинальным изменениям традиция подверглась в новом «Этическом кодексе российского врача»" и Клятве, принятых в 1994 году Ассоциацией врачей России (АВР). Таким образом, современная медицина отошла от Гиппократовой традиции и — Признала права пациента и ответственность врача перед обществом, а не только исключительно перед пациентом. — Приняла во внимание мнение пациентов и других, кроме врача.

Развитие медицинской этики в Советском  Союзе во многом было обусловлено формированием новой политической идеологии и системы здравоохранения. Задача разработки новой медицинской этики, которая бы соответствовала изменившимся реалиям, не ставилась. Тем не менее, некоторые традиционные моральные проблемы медицины становились предметом дискуссий (проблемы аборта, врачебной тайны, врачебной ошибки). В 20-е годы острые дискуссии развернулись вокруг проблемы врачебной тайны. Нарком здравоохранения Н.А. Семашко провозгласил курс на уничтожение врачебной тайны, которая понималась как пережиток буржуазной медицины. В этот период традиционную медицинскую этику было принято критиковать за обоснование и утверждение корпоративно-сословной буржуазной морали, связь с религиозной традицией, чуждой классовым интересам пролетариата.

 Современные реалии вносят изменения во все сферы , в том числе и в медицину. Все больше наша медицина берет курс «на Запад». Этот курс переводит медицину из «науки» в «бизнес». В данной плоскости необходимо очень аккуратно действовать-дабы  не навредить, помочь,вылечить  и ,при этом, получить материальную выгоду.

 Как же не потеряться в пучине  медицинских терминов ,понять правильно ли и этично поступает врач , соглашаться или нет с назначенным лечением? Для этого необходимо знать 5 принципов биомедицинской этики ,понимать моральные обязательства врача и права пациентов. Ознакомимся с основными принципами взаимоотношений в дуэте врач – пациент :

1.    Принцип уважения автономии личности .

Принцип уважения автономии следует трактовать как широкий, абстрактный принцип независимо от ограничительных или исключающих условий; таких как "Мы должны уважать взгляды и права индивидуальных лиц, пока их намерения и действия не причиняют серьёзный вред другим людям". Принцип автономии на сегодня требует, чтобы врач, или другой профессионал здравоохранения, не лечил пациента без информированного согласия. Чтобы следовать этому принципу, врач должен решить, компетентен ли пациент, может ли он понять последствия этого согласия на лечение или отказа от него. Чтобы помочь пациенту  в принятии решения врач  должен сообщить диагноз, прогноз с лечением и без него, и приемлемые альтернативные варианты лечения. Также информировать пациента относительно экономических, психических, и социальных издержек лечения. В случаях сомнения, возможны получения разрешения даже через суд.  В любом случае пациент должен знать, что его мнение в любом случае должно уважаться.

2.    Принципы милосердия и «не навреди»

Милосердие является принципом, согласно которому следует содействовать благополучию других (в медицинском контексте, их здоровью) и использовать активные средства, чтобы предотвратить или устранить опасные обстоятельства.

Один из наиболее древних этических принципов медицинской этики, наследуемый из гиппократовой традиции, – принцип "Прежде всего, не навреди". Если мы не можем помочь кому-либо, тогда, по меньшей мере, мы не должны причинять ему вред.Вред, который мы должны избегать, обыкновенно понимают как физический или душевный. Тем не менее, вред может представлять собой также ущерб чьим-либо интересам, как-то несправедливое присвоение моей собственности или ограничение моего доступа к ней. Или мне могут нанести ущерб несправедливым ограничением моей свободы слова или действия. Если даже не было бы необходимого физического воздействия на меня от этих последних ущербов, тем не менее, они являются подлинным вредом для меня.

 Если данный принцип донести доступным языком, он означает  то что  доктор должен донести до пациента правдивую информацию о состоянии его здоровья . Донести все способы для лечения  диагноза , поставленного конкретному человеку Не утаивая при этом  возможных негативных последствий от лечения.

 Хотя ,учитывая то что далеко не каждый человек разбирается в медицинской терминологии, основная ответственность в данном случае ложится на доктора.  Поэтому если это действительно врач, а не шарлатан, то он будет лечить вас наилучшим образом в пределах своих знаний. 

3.Принцип справедливости.

 Естественно цель принципа справедливости – получение всеми нуждающимися помощи в равных долях, невзирая на материальное и социальное положение.

 Конечно, в реалиях нашей сегодняшней жизни , мы понимаем что данный принцип реализуется очень тяжело , так как  у людей разный материальный достаток  и ввиду этого люди с маленьким   достатком могут получить бесплатную медицинскую услугу, но не смогут , в большинстве случаев , получить дорогостоящие медицинские услуги.  В данной ситуации только один выход – стремиться зарабатывать больше и  получать платную услугу , которую вы можете оплатить.

 

 

4.Принципы конфидециальности и правдивости.

Неправильно сообщать неправду в тех ситуациях, в которых имеется обоснованное ожидание правды. Ожидание правды изменяется с местом коммуникации, роли коммуникаторов и характера содержания, которое будет сообщаться. Когда мы по собственной инициативе сообщаем информацию, мы создаем обоснованное ожидание правды, но не обязательно всей правды. Мы имеем обязательство сообщения правды, если только другой человек имеет право на информацию, в результате контракта, отношения, или особой потребности  .

        Конфиденциальность касается хранения секретов. Секрет – знание, которое человек имеет право или обязанность скрывать. В представленном разделе мы сосредоточимся на обязывающих секретах.

  Эти два понятия связанны между собой. Почему ? Потому что пациент ,для установления истинного диагноза и получения самого подходящего для него лечения , должен правдиво отвечать на все вопросы врача. Но  при этом доктор априори является носителем информации, которую он не имеет право разглашать. Но данная форма подходит для модели доктор-пациент при условии добровольного посещения пациентом лечебного учреждения.

Существует несколько пунктов , когда конфедициальность может быть нарушена :

1.    исключения, проистекающие из статутного права ( информированиях для таких вещей как огнестрельные и ножевые раны, жестокое обращение с детьми, некоторые инфекционные болезни, острое отравление, и автомобильные несчастные случаи);

2.    исключения, проистекающие из судебного прецедента (т.е. если конфиденциальность должна быть нарушена по решению суда)

3.    исключения, являющиеся результатом специфического отношения пациент-врач (врач в промышленности, военный врач)

4.    исключения вследствие пропорциональной причины.

 

          5.Принцип .Модели отношения врач – пациент.

Патерналистская (сакральная) модель отношения врач-пациент.

Сакральная модель основана на ошибке обобщенной экспертизы. То есть модель принимает, что, так как врач – эксперт в медицине, он – также эксперт относительно жизни вообще. Врач берёт на себя моральное превосходство над пациентом. Оно руководит врачами, которые делают заявления типа «Это является риском, который Вы не должны брать», или" Ваша семья должна быть вашим первым соображением». Главный принцип этой модели – традиционный принцип «Приноси пользу пациенту и не наноси вреда».

 

Техническая модель отношения врач-пациент.

Техническая модель делает врача прикладным ученым, если не техником. Подобно ученому, технику, или инженеру, врач в этой модели имеет склонность интересоваться фактами, а не ценностями. Пациент в данной модели выступает в роли подопытного кролика.

Коллегиальная модель отношения врач-пациент.

Данная модель подразумевает равноправный дуэт врача и пациента . Больше подходит для семейных врачей, используется так же в небольших населенных пунктах . где люди друг друга знают долгое время и доверяют друг другу.

Контрактная модель отношения врач-пациент.

Контрактная модель видит взаимоотношение между врачом, как поставщиком медицинской услуги, и пациентом как деловое отношение, управляемое в соответствии с контрактом или свободным соглашением, заключаемым за вознаграждение, то есть за определенные товары, которые обмениваются.

Договорная модель отношения врач-пациент.

Несмотря на то, что имеется, конечно, сильная контрактная сторона в роли врача, который все больше становится поставщиком медицинской услуги, особенно в роли специалиста, имеется кое-что больше. Членство в одной из исцеляющих профессий получает унаследованный в прошлом профессией идеал, и посвящение благородной задаче, которая не просто результат контракта с индивидуальными пациентами. В обычных деловых отношениях, договорное отношение между врачом и пациентом не обязательно включает весь набор формального контракта, но включает согласие или понимание относительно роли каждого участника. Как только соглашение относительно этих ценностей и целей отношения устанавливается, пациент соглашается следовать за советом врача.

 Можно очень долго рассуждать о принципах биомедицинской этики , но ясно одно – пациент отправляясь к врачу должен быть уверен на 100% что информация о нем не будет передана третьим лицам , а он получить  необходимое лечение  в тех материальных рамках  на которые он рассчитывает. А врач , если он дал клятву Гиппократа , должен соблюдать все нравственные  и моральные нормы при работе с пациентами. Только тогда альянс доктор- пациент принесет свои плоды!



  
Scroll to top