Skip to navigation Skip to navigation Skip to search form Skip to login form Skip to footer Перейти к основному содержанию

Запись блога пользователя «Кристина Андрощук»

Этика во взаимоотношениях врача и пациента : 5 советов пациенту
Этика во взаимоотношениях врача и пациента : 5 советов пациенту

Медицинская этика ( греч. etohs - обычай, нрав, характер) как часть общей этики рассматривает вопросы нравственности врача , включая совокупность норм его поведения и морали, чувство профессионального долга и чести , совести и достоинства. 

Медицинская этика охватывает и определенные нормы поведения медицинского работника в быту, его культуру, человеколюбие, физическую и моральную чистоплотность и т. д. В целом можно сказать, что этика — это внешнее проявление внутреннего содержания человека. 

Под медицинской деонтологией (греч. deon — должное) понимают принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики, медицинской морали. 

Однако в настоящее время новейшие достижения медицинской науки и техники заставляют несколько с другой точки зрения рассматривать традиционные нормы медицинской деонтологии. Былой принцип "врач-больной" заменяется новым "врач—прибор—больной", а потребность больного в чутком и внимательном отношении медицинского работника, в его добром слове, вселяющем надежду, не уменьшилась, а еще более увеличилась. 

Небольшие исторические факты: 

1.Впервые формирование этических принципов мы наблюдаем в восточной религии (аюрведа, мусульманство, буддизм). Уже начиная от первого тысячелетия до н.э. вставал вопрос о жизни и смерти, отношения к абортам, методам врачевания. 

2.В 460 году до н.э. Гиппократ впервые сформулировал клятву врачей, которая включала в себя первые стандарты в отношениях между врачом и пациентом.  

3.В дальнейшем традиции стали формироваться религиями. Например согласно иудаизму, человеческая жизнь абсолютна, священна и неприкосновенна, но стерилизация женщинам допустима, а мужчинам нет. Или православная медицинская этика передавалась и толковалась Церковью, а не медицинской профессией, утверждая, что жизнь есть дар Божий, аборт же считается убийством. 

4.В католической медицинской этике основную идею теории кратко выразил римский философ Цицерон (106-43 гг. до н.э.), утверждая: «Закон суть высший разум, вселённый в Природу, который внушает, что следует делать и не позволяет противоположное. Этот разум, когда он прочно запечатлен и полностью развит в человеческом уме, есть Закон». 

5.Важное место в католической этике занимает принцип социальной общности, согласно которому медицинская помощь рассматривается как право гражданина и обязанность общества, а здоровье считается общим достоянием. 

6.Сегодня право и этика переплелись и составляют сложное сочетание правил и соглашений, в том числе Конституция, законодательные акты, постановления и судебные прецеденты, создаваемые отдельными судебными решениями. В последнее время суды всё больше и больше  вынуждены разрешать медицинские и этические споры. 

7.До сих пор открыты этические вопросы по эвтаназии, абортам в разных стран. Человечество развивается и претерпеваете изменения. Поэтому эти в какой то степени философские вопросы ещё далеки до совершенства.  Мы же живем здесь и сейчас! И наша задача находить этот баланс во всем! 

 



 

 

Можно выделить 5 принципов, регулирущих взаимодействие врача и пациента. 

Принцип 1. 

Принцип уважения автономии личности .  

Термин "автономия" указывает на ряд понятий, включая: право на свободу, право на невмешательство, право на индивидуальный выбор, право на свободу следовать согласно своей собственной воле и быть самим собой. 

Если автономия это свобода действия, то противоположностью является зависимость.  

Свобода выбора пациента в медицине к сожалению ограничивается в виду того, что способ, каким его будут лечить, не находится всегда в соответствии с выбором, которому он отдаёт предпочтение 


 

Принцип автономии на сегодня требует, чтобы врач или другой профессионал здравоохранения, не лечил пациента без информированного согласия. Чтобы следовать этому принципу, врач должен решить, компетентен ли пациент, может ли он понять последствия этого согласия на лечение или отказа от него. Чтобы помочь пациенту  в принятии решения, профессионал здравоохранения и, в частности, врач, должен сообщить диагноз, прогноз с лечением и без него, и приемлемые альтернативные варианты лечения. Также информировать пациента относительно экономических, психических, и социальных издержек лечения. В случаях сомнения, возможны получения разрешения даже через суд.  


То есть, мнение и решение пациента должно уважаться и учитываться. 

Принцип 2. 

Модель Гиппократа «не навреди». 


Известно, что пациент имеет законное право отказаться от лечения и это его свобода воли и ответственность. 


 

Что же касается врача, то он должен делать то, что приносило бы с медицинской точки зрения больше пользы, чем вреда. Или, формулируя по-другому, медицинские выгоды должны перевешивать медицинские тяготы для пациента. 


 

Но если вы совершенно не компетентны в решении вопросов о своём здоровье, существуют принципы, по которым идёт врач: 


 

• принцип наилучших ваших интересов, не зависимо от окружения, семьи и так далее. 

• принцип рационального выбора, т.е выбор вопроса лечения будет взвешен и выбран наиболее оптимальный вариант. 

Главная цель современной медицины - благополучие пациента, и восстановление здоровья подчинено этой цели как один из составляющих элементов. 

Уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно. 

Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением.
 

Принцип 3. 

Справедливость. 


 

На мой взгляд, справедливость как распределение (в данном случае медицинских услуг) включает уважение человеческого достоинства, удовлетворение человеческих потребностей и признание человеческих вкладов внутри системы.  


 

Вывод: Распределение медицинских услуг, очередей на их получение в разных медучреждениях происходит по разному. И с точки зрения этики этот вопрос остаётся открытым.  


 

Решение о получении именно вами услуги будет исходить из большого количества факторов (материальных, срочности вашей потребности в услуге, социального положения и нахождения данного человека в этой системе медицины и страны в целом).  

Мы в свою очередь сегодня можем расчитывать только на себя, на нашу настойчивость, нашу материальную часть жизни и социальный статус. Именно стремление к высокому благосостоянию во всех смыслах жизни  будет нашим ключом к получению первым всего необходимого в этой жизни. 

 

Принцип 4. 

Конфиденциальность и правдивость. 

Пациент имеет право на информацию, необходимую для информированного согласия (которое мы каждый раз подписываем, обратившись в медицинское учреждение), потому что он нуждается в этой информации, чтобы принять решения относительно лечения. В других случаях, когда нет вопроса о лечении, пациент может иметь право на правдивую информацию, потому что он оплатил её. Но, сообщение правды в данном случае не есть то же самое, что и сообщение всей правды.  


 

Вывод такой, что пациент имеет право знать правду, но зачастую врачи не охотно посвящают в подробности исследований, нужно быть настойчивей и активней в общении с врачом.
 

О конфиденциальности. 

Врачи и другие профессионалы здравоохранения должны соблюдать секретность, чтобы сохранять их услуги приемлемыми для людей, которые нуждаются в них. 

Общество давно осознало важность профессиональной тайны.  

Ведь не имея уверенности, что после посещения врача информация не откроется третим лицам, мы и не обратимся за помощью.  

На сегодняшний день конфиденциальность прописана законом. Но во всех правилах есть исключения, о которых нужно знать: 

- исключения, проистекающие из статутного права ( информированиях для таких вещей как огнестрельные и ножевые раны, жестокое обращение с детьми, некоторые инфекционные болезни, острое отравление, и автомобильные несчастные случаи); 

- исключения, проистекающие из судебного прецедента (т.е. если конфиденциальность должна быть нарушена по решению суда) 

- исключения, являющиеся результатом специфического отношения пациент-врач (врач в промышленности, военный врач) 

- исключения вследствие пропорциональной причины. 

Принцип 5. 

Существующие модели отношений: 


 

А) Сакральная модель отношения врач- пациент. 

    Врач берёт на себя моральное превосходство над пациентом.  Как уже было сказано выше, такой принцип был в СССР и сейчас это больше история для нас. Но в некоторых странах, такой принцип ещё главенствует. 

Б)Техническая модель. 

Врачи которые игнорируют личность человека за ролью пациента, во имя научных исследований, интересуясь фактами, а не ценностями человека. Примером может служить опыт нацистских врачей.  

В) Коллегиальная модель. 

Эта модель видит врача и пациента в качестве коллег, сотрудничающих для общей цели. Эта модель работает только на примере семейных врачей, подрузумевающих долгое и плотное сотрудничество.  

Г)Контрактная модель видит взаимоотношение между врачом, как поставщиком медицинской услуги, и пациентом как деловое отношение, управляемое в соответствии с контрактом. Если бы отношение было только контрактное, установились бы ясные, но минимальные обязательства и со стороны врача как поставщика медицинской услуги и со стороны пациента. Вне контракта, врач не имел бы никакого обязательства перед пациентом. 

Д)Договорная модель.   

Договор является одной из последней моделей между врачом и пациентом и на сегодняшний день одна из самых оптимальных. Договор подразумевает постоянное отношение и открытое в продолжительности. Врач не может прекратить отношение по желанию, но должен обеспечить продолжение ухода за пациентом. В России сегодня отношение между врачом и пациентом все больше принимает сильный контрактный аспект, который изменяет и иногда доминирует над идеей договора. 

Вывод. 

Таким образом,  понимание важности соблюдения этических принципов взаимодействия врача и пациента обеспечивает эффективное и нормативное проведение лечебного процесса. Знание данных принципов полезно не только врачу, но и пациенту, чтобы понимать, какие права и обязанности имеет каждая из сторон. 





  
Scroll to top