Skip to navigation Skip to navigation Skip to search form Skip to login form Skip to footer Перейти к основному содержанию

Запись блога пользователя «Вероника Аллакова»

Этика взаимоотношений врача и пациента. 5 советов пациенту.
Этика взаимоотношений врача и пациента. 5 советов пациенту.

“Этика во взаимоотношениях врача и пациента: 5 советов пациенту”.

Первые попытки сформировать основные этические принципы медицинской профессии предпринимались еще в древности. Наиболее ярким примером является так называемая клятва Гиппократа, где основой является принцип: «не навреди».
В настоящее время медицина превратилась в серьезный бизнес, в котором сильна конкуренция. Многие врачи превращаются в торговцев здоровьем, часто не подозревая об этом. Исцеление подменили лечением, уход - бесстрастным выполнением обязанностей, а умение слушать - технологическими процедурами. Врач больше не занимается личностью больного, а лишь "ремонтирует" отдельные, неправильно работающие части биологической системы. К сожалению, многие врачи связаны с фарминдустрией и у них нет задачи исцелить человека, есть задача сделать человека потребителем.
Основой взаимоотношений является слово, что было известно еще в древности: «Лечить надо словом» - считали древние целители. Умным, тактичным словом можно поднять настроение больного, вселить в него бодрость и надежду на выздоровление и в то же время неосторожным словом можно глубоко ранить больного, вызвать резкое ухудшение его здоровья.  Не только слова, но и интонация, выражение лица, жесты имеют большое значение во взаимоотношениях с больным. Врач должен обладать особой «чувствительностью к человеку», владеть эмпатией - способностью сострадать, ставить себя на место больного. Он должен уметь понять больного и его близких, уметь слушать «душу» больного, успокоить и убедить. Это своего рода искусство, причем нелегкое. В разговоре с больным недопустимы равнодушие, пассивность, вялость. Больной должен чувствовать, что его правильно понимают, что медицинский работник относится к нему с искренним интересом. Медик должен владеть культурой речи. Чтобы хорошо говорить, надо прежде всего правильно думать. Медицинский работник должен уметь: рассказать больному о болезни и ее лечении; успокоить и ободрить больного, даже находящегося в самом тяжелом положении; использовать слово как важный фактор психотерапии; употреблять слово так, чтобы оно явилось свидетельством общей и медицинской культуры; убедить больного в необходимости того или иного лечения; терпеливо молчать, когда этого требуют интересы больного; не лишать больного надежды на выздоровление; владеть собой во всех ситуациях. В общении с больным не следует забывать о следующих коммуникативных приемах: всегда внимательно выслушивать пациента; задав вопрос, обязательно дождаться ответа; излагать свои мысли просто, ясно, доходчиво, не злоупотреблять научными терминами; уважать собеседника, не допускать презрительных мимики и жестов; не перебивать пациента; поощрять стремление задавать вопросы, отвечая на них, демонстрировать заинтересованность в мнении пациента; сохранять хладнокровие, быть терпеливым.
         
5 советов пациенту:
1.     Составьте список вопросов к врачу, в атмосфере медицинского учреждения легко растеряться.
2.     Не стесняйтесь уточнить. Очень часто рекомендации врача воспринимаются не совсем точно, например, врач назначил препарат для постоянного приема, а пациент не так понял, и решил, что его необходимо принимать курсом.
3.     Говорите только правду. Для того, чтобы правильно поставить диагноз и назначить лечение, врачу необходимо обладать всей информацией о вашем заболевании.
4.     Соберите несколько мнений, если вы переживаете, что возможно, ваше лечение идет не совсем правильно, обратитесь к другим специалистам.
5.     Возьмите с собой список принимаемых лекарств, биодобавок и их дозировки. А также перечислите свои аллергии, случаи непереносимости лекарств и перенесенные заболевания.
 
 
История биоэтики.
История биоэтики насчитывает более трех тысячелетий. В Древней Индии врачи давали клятву еще в середине II тыс. до н. э. Так, ученик обязывался почитать своего учителя вплоть до личного самопожертвования, вести аскетический образ жизни, ставить нужды пациента выше своих личных интересов, должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости; не позволять себе преступлений, хранить в тайне профессиональные секреты. Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа (около 460 – около 370 гг. до н. э.), воззрения которого, изложены в книгах «Корпуса Гиппократа»: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др. В «Клятве» Гиппократ определил фундаментальные принципы традиционной медицинской этики, многие из которых являются актуальными и на сегодняшний день. В первой части сочинения древнегреческий врач подчеркивает, что отношение ученика, который обучается искусству врачевания, должно строиться на почтении и уважении к учителю. Вторая часть «Клятвы» посвящена отношению врача к больному. В ее основе лежат следующие идеи:
 
- воздержание от причинения всякого вреда и несправедливости по отношению к больному («Не навреди!»);
- запрет на использование смертельного средства, даже если об этом просит больной;
- запрет на аборт;
- воздержание от всего неправедного и пагубного, от интимных отношений с больными;
- забота о пользе больного;
- запрет разглашать врачебную тайну.
В других текстах Гиппократ отмечал, что врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в профессии, серьезность, приветливость, чуткость, приличный и опрятный вид. Анализируя идеи Гиппократа, необходимо учитывать социокультурный контекст, в котором они возникли. Тем не менее, основополагающим принципом медицинской профессии и на сегодняшний день остается принцип, заданный Гиппократом – «Не навреди!».

Значение и необходимость медицинской этики отмечали русские и украинские врачи в XIX в. На основе клятвы Гиппократа в Российской империи было создано «Факультетское обещание» русских врачей. Идеи этики Гиппократа пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров. Он подчеркивал, что важнейшими ориентирами в деятельности врача должны быть бескорыстие, честность, терпение, внимание к нуждам больного, сохранение врачебной тайны, постоянное совершенствование своих знаний и навыков, уважение к коллегам. Ярким примером практической реализации принципов медицинской этики стала врачебная деятельность Ф.П. Гааза, известного своим афоризмом: «Спешите делать добро!». Этот замечательный врач все свои силы отдавал самым обездоленным – ссыльным, каторжанам, малоимущим, проявляя удивительное сострадание и милосердие по отношению к своим больным. Обсуждение проблем медицинской этики можно встретить в трудах многих русских врачей XIX в. – Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина, В.В. Вересаева.



  
Scroll to top