Skip to navigation Skip to navigation Skip to search form Skip to login form Skip to footer Перейти к основному содержанию

Запись блога пользователя «Алиева Мадина»

Эссе на тему: "Этика во взаимоотношениях врача и пациента: 5 советов пациенту".
Эссе на тему:

Получив диплом, каждый человек приобретает не только квалификацию, но и обязанности, связанные с ней.

Профессия врача подразумевает под собой ответственность за здоровье пациента. В свою очередь, от пациента требуется исполнительность и осознанность принимаемых им решений. Такая модель отношений между пациентом и врачом должна приводить к сотрудничеству с общей целью – восстановлением здоровья. И тут возникает серьёзный вопрос – проблема взаимоотношений и сотрудничества между врачом и пациентом. Ещё сам Авиценна в древности говорил о такой проблеме: «Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства с врачами и с теми, кто с ними спорит, не приводят ни к чему полезному в медицине».

Отсюда вывод: не бывает хороших взаимоотношений и плодотворного сотрудничества без соблюдения определённых принципов этики, которых должны придерживаться обе стороны.

И эти принципы мы сейчас разберём.

1) Соблюдение автономии и уважение свободы.

Самым первым и наиболее важным принципом является соблюдение личных границ. И применяется он не только  по отношению к пациенту, но и к врачу. И здесь очень кстати будет принцип из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Давайте не будем забывать, что врач – тоже личность, со своим личным временем и границами.

Конечно, пациент имеет право знать всё о своём здоровье, но давайте будем делать это с уважением и соблюдая автономию врача.

2) Мотивация к поддержанию здоровья или «не навреди» сам себе.

В обязанность врача и медицинских сестёр также входит мотивация пациента на выздоровление и формирование правильного отношения к лечению. Но вопрос в другом: все ли пациенты готовы менять образ жизни и мышление ради собственного здоровья? Исходя из наблюдений за тем, сколько пациентов нарушают режим лечения и не воспринимают всерьёз последствия таких действий, то, приходим к выводу, что не все. Поэтому хотелось бы призвать пациентов задуматься о последствиях их действий и начать действовать во благо собственного здоровья, не читая о болезнях в интернете, а обращаясь к специалистам, действительно, знающим своё дело.

Хотелось бы также предостеречь пациентов от самостоятельной постановки диагноза, поскольку картину вашего здоровья можно увидеть только через анализы и обследование всех систем и органов. В данное предостережение входит и самолечение! Не следует им заниматься, так как также могут быть ухудшения самочувствия.

 

3) Мораль (вред во благо).

«Общество позволяет врачу использовать свою квалификацию для поддержания достойного уровня жизни и вместе с тем настаивает, чтобы эта квалификация употреблялась на благо других людей».

«Мораль требует, чтобы человек относился ко всем людям с уважением».

Но в этике естественного закона римского католичества существует морально конфликтный принцип – принцип двойного эффекта, подразумевающий под собой выполнение действия, одновременно влекущего за собой и хорошее и плохое последствия.

 «Принцип утверждает, что только такое действие следует выполнять, если оно имеет целью вызвать хороший эффект, а плохой будет непредусмотренным, или побочным следствием».

 

Рассмотрим один случай: врач, квалифицированный кардиолог (не хирург), в полевых условиях (в данном  случае, в ресторане) провёл коникотомию и трахеостомию подручными средствами (нож для стейка и пластмассовая трубочка от шариковой ручки) девушке со стенозом гортани. Девушка была известной солисткой в хоре. Поэтому последствием для неё стала потеря возможности продолжать солировать в хоре, а также два шрама, видневшихся на шее после операции, но благодаря врачу и этим, вовремя проведённым, процедурам её жизнь была спасена. В дальнейшем (через два дня после происшествия) врачу пришла повестка в суд. Было судебное разбирательство из-за нанесения телесных повреждений. Вспомним, что для спасения жизни врачу пришлось прибегнуть к вскрытию гортани. В данной ситуации действия врача как раз и являются тем самым вредом во благо, то есть, нанеся телесный вред (два шрама), врач спас жизнь девушке. Находясь в данной ситуации, иначе он поступить не мог.

А если в доказательство правильности действий этого врача учесть четыре условия, относящихся к принципу двойного эффекта, то сомнений в правоте действий врача не остаётся.

Вот эти четыре условия:

1. Само действие должно быть морально индифферентным или морально хорошим (попытка врача дать воздух девушке).

2. Плохой эффект не должен быть средством, каким достигается хороший.

3. Мотивом должно быть достижение только хорошего эффекта.

4. Хороший эффект должен быть, по крайней мере, равным по значению Плохому (Возможность жить ценой потери способности петь).

 

Из рассмотренной ситуации пациентам следует сделать вывод: есть ситуации, в которых пациенту не стоит вред во благо принимать как злонамеренный.

4) Нравственность.

Теперь хотелось бы рассмотреть вопрос о нравственной осведомлённости пациента. И для этого подойдёт пример одного из членов Всемирной Организации Свидетелей Иеговы. Как известно, члены данной организации не переливают кровь, следуя Библейскому принципу. И этот вид пациентов очень часто подвергается давлению со стороны родных и даже врачей.

Так вот, хотелось бы таким пациентам посоветовать отстаивать свою точку зрения, поскольку каждый вправе быть осведомлённым о методах своего лечения и поступать согласно своим убеждениям, поскольку позиция Свидетелей, уважающих святость крови,— скорее вероучение, нежели этическая точка зрения, которая может периодически пересматриваться. Ясное библейское повеление не оставляет места компромиссу. Нарушение этого Божьего закона неприемлемо для Свидетеля точно так же, как для него немыслимо мириться с идолопоклонством и блудом.

К тому же необходимо учитывать, что переливание не является безопасным, поскольку несёт в себе скрытые угрозы здоровью и жизни из-за наличия невыявленных, при проверке крови, заболеваний и возможным отторжением крови, что может вызвать летальный исход пациента. Здесь принцип «не навреди» является первостепенным не только для врача, но и для пациента.

5) Соблюдение этикета.

И снова вернёмся к вопросу уважения пациента к врачу.

Давайте представим такую ситуацию: Идёт приём. Под кабинетом очередь немалой протяжённости. В кабинет, кроме пациента по записи, находится ещё человек пять из разряда «Я спросить» и «Мне только печать поставить». В кабинете невыносимый шум: каждый со своим вопросом, а некоторые, врываясь, сыплют оскорблениями  и сквернословят. Как думаете, в таких условиях можно ли продуктивно работать?

Так вот, чтобы не было таких ситуаций и, следующих за ними, скандалов и жалоб на врача, дорогие пациенты, давайте всё-таки стараться по мере возможности, всё делать по очереди или, если вы без очереди, то, хотя бы, не шумите в кабинете.

Из истории биоэтики:

История развития биоэтики это древний процесс, который начался более трёх тысяч лет назад.

Так, например, врачи Аюрведы давали клятву ставить интересы пациента выше всего остального (Чарака Самгита), а также они должны были избавиться от всего оскверняющего: ненависти, хитрости и корыстолюбия (Сушрута Самгита).

Затем появилась мусульманская этика, полагающаяся как в прошлом, так и сейчас, на принципы мусульманской морали и на различные источники закона ислама (Шариат, Коран, Хадисы).

Следом возникла буддийская этика, основанная на альтруизме и сострадании. Она покоится на воздержании от плохих поступков. А это значит, что святость человеческой жизни в приоритете перед всем остальным.

Основополагающими этическими принципами, стали традиции Отца медицины - Гиппократа и его клятва. Современность очень обогатила Гиппократовы традиции. Таким образом, получилось, что современная медицина отошла от древней традиции Гиппократа и:

1) Признала права пациента и ответственность врача перед обществом, а не только исключительно перед пациентом.

2) Приняла во внимание мнение пациентов и других, кроме врача.

Вывод:

Несомненно, биоэтика сыграет важную роль в улучшении отношений между врачами и больными и содействии большему уважению желаний пациента.

Как сказал один знаменитый испанский терапевт, врачи должны всегда помнить, что они «работают с несовершенными инструментами и ненадежными средствами». Поэтому необходимо «осознавать, что, когда недостает знаний, необходимо проявлять любовь». И это относится не только к врачам, но и к пациентам.



  
Scroll to top