Назад
аюрведа, лен, обучение аюрведе

Лён и Льняное Масло в Аюрведе: Мудрость Классических Текстов

Лён (अतसी, atasī), а точнее его семена (Linum usitatissimum), и получаемое из них льняное масло (अतसीतैलम्, atasītailam), занимают особое место в аюрведической фармакопее. Классические тексты Брихат Трайи (Великой Тройки) и Лагху Трайи (Малой Тройки) подробно описывают их свойства, показания и даже включают лён в сложные лекарственные составы, такие как знаменитое Ума тайла. Обратимся к первоисточникам.

I. Лён (अतसी, Atasī): Свойства и Действие

Аюрведа рассматривает лён как растение с уникальным сочетанием качеств, влияющих на все три доши, но преимущественно успокаивающее Вату и Капху.

  1. Сушрута Самхита (Сутрастхана 46.326):
    • Санскрит:अतसी कफवातघ्नी स्निग्धोष्णा मधुरा लघुः।
      स्वर्याक्षिशुक्रला बल्या केश्या तुवरमेहिनी॥
    • Перевод:Лён уничтожает Капху и Вату. Он маслянистый (снигдха), согревающий (ушна), сладкий на вкус (мадхура), легкий для переваривания (лагху). Он благоприятен для голоса (сварья), полезен для глаз (акши), усиливает семя (шукрала), укрепляет (балья), полезен для волос (кешья), обладает вяжущим действием (тувра), [но] может вызывать мочеиспускание (мехини – может быть мочегонным или провоцировать Питту/мочевые расстройства в избытке).
    • Ключевые выводы: Лён – Вата-Капхашамака (успокаивает Вату и Капху), обладает смягчающими (снигдха) и согревающими (ушна) свойствами, легкий (лагху). Он тоник для репродуктивной системы (шуджрала), укрепляет организм (балья), улучшает качество голоса и зрения, укрепляет волосы. Однако его вяжущий (тувра) подвкус и потенциальный диуретический эффект (мехини) требуют осторожности при Питта-конституции или нарушениях мочевыделительной системы.
  2. Аштанга Хридайам (Сутрастхана 6.114):
    • Санскрит:अतसी तुवरा स्निग्धा मधुरोष्णा च शीतला।
      स्वर्या नेत्रहिता केश्या बल्या वातकफापहा॥
    • Перевод:Лён – вяжущий (тувра), маслянистый (снигдха), сладкий (мадхура) и согревающий (ушна), а также [может быть] охлаждающим (шитала – возможно, указывает на конечный эффект или двойственность действия). Он благоприятен для голоса (сварья), полезен для глаз (нетрахита), полезен для волос (кешья), укрепляет (балья), уничтожает Вату и Капху (ватакапхапаха).
    • Ключевые выводы: Подтверждаются основные свойства: Вата-Капхашамака, снигдха, благотворное влияние на голос, глаза, волосы, общеукрепляющее действие. Акцентируется вяжущий вкус (тувра). Упоминание как согревающего (ушна), так и потенциально охлаждающего (шитала) действия может отражать сложный характер растения или зависеть от способа применения и дозы. Основное действие – устранение Ваты и Капхи.

II. Льняное Масло (अतसीतैलम्, Atasītailam): Мощное и Острое Лекарство

В отличие от семян, льняное масло описывается в классических текстах как гораздо более сильнодействующее и “горячее” средство. Его применение требует большей осторожности.

  1. Шарангадхара Самхита (Уттара Кханда, Глава “Снеха Калпа”):
    • Санскрит:अतसीतैलमाखुविषव्रणवातकफास्रजित्।
      विदाहि रूक्षं तीक्ष्णोष्णं कटुपाके च तद्गुणम्॥
    • Перевод:Льняное масло побеждает (джит) [последствия] яда крыс (акхувиша), раны (врана), Вату (вата), Капху (капха), нарушения крови (асраджит – вероятно, кожные болезни, воспаления). Оно вызывает чувство жжения (видахи), сушащее (рукшам), острое (тикшна), согревающее (ушнам), а после переваривания (паке) имеет острый вкус (кату випак) [и соответствующие свойства].
    • Ключевые выводы: Льняное масло – мощное антитоксическое средство (особенно против крысиного яда), ранозаживляющее, эффективное при болезнях Ваты и Капхи, кожных и воспалительных заболеваниях, связанных с кровью. Однако его природа крайне острая (тикшна), согревающая (ушна) и сушащая (рукша). Оно может вызывать сильное жжение (видахи) в тканях. Его випак (эффект после переваривания) – кату (острый), что усиливает его Питта-повышающий потенциал. Применение: В основном наружное (на раны, абхьянга при сильной Вате с осторожностью) или внутреннее в очень малых дозах и строго по показаниям под наблюдением врача. Противопоказано при высокой Питте, воспалениях, изъязвлениях ЖКТ.

III. Ума Тайла (उमातैलम्) / Чатуратхья Тайла (चतुरर्थ्य तैलम्): Лён в Сложном Составе

Ума Тайла – яркий пример использования льна (под именем “Ума”) в составе сложных аюрведических препаратов для специфических целей. Описание найдено в Аштанга Хридайе.

  1. Аштанга Хридайам (Чикитсастхана 22.80-81):
    • Санскрит:बला सहचरः क्षीरं सर्पिर्वचा शतावरी।
      एरण्डमूलं मञ्जिष्ठा दार्वी देवदारु सैन्धवम्॥८०॥
      कल्कैरिमैश्चतुर्भागैः सिद्धं तैलं चतुर्गुणे।
      कषाये तेन नस्याभ्यां वातव्याधिहरं परम्॥८१॥
      वातरक्तं सुप्तगात्रं गृध्रसीमर्दितानि च।
      पक्षाघातार्दितं हन्यादर्दितं कम्पमेव च॥
    • Перевод:(80) [Ингредиенты:] Бала (Sida cordifolia), Сахчара (Desmodium gangeticum), молоко, гхи, Вача (Acorus calamus), Шатавари (Asparagus racemosus), корень клещевины, Манжишта (Rubia cordifolia), Дарви (Berberis aristata), Девдару (Cedrus deodara), Сайндхава (каменная соль).
      *(81) С пастой (калками) из этих [трав] в количестве одной части (чатурбхагаих), сваренное масло (таилам) в четырехкратном (чатургуне) количестве кашая (отвара/жидкости). Применяемое (тена) как насья (назальное масло) и абхьянга (массаж), оно (хи) наилучшее (парам) для уничтожения (харам) болезней (вьядхи) Ваты (вата).*
      Оно уничтожает (ханьят): Ватаракту (аналог подагры/ревматизма), онемение частей тела (суптагатрам), Гридхраси (ишиас – gṛdhasī), [состояния] Мардита (сильная боль/раздавливание – marditāni), Паралич (пакшагхатам), Ардхита/Ардита (паралич лицевого нерва, невралгия тройничного нерва – ārditam/arditam), тремор (кампам).
    • Ключевые выводы:
      • Ума в составе: “Ума” здесь – один из компонентов сложной формулы, наряду с другими мощными Вата-успокаивающими, противовоспалительными и нервно-тонизирующими травами (Бала, Сахчара, Вача, Девдару и др.).
      • Название: Препарат известен как Чатуратхья Тайла (“Масло для четырех целей”), а название “Ума Тайла” связано именно с включением в состав растения Ума (льна или, по некоторым толкованиям, асафетиды).
      • Применение: Исключительно наружное! (Насья – назальное введение масла, и абхьянга – масляный массаж).
      • Показания: Мощнейшее средство против тяжелых неврологических и ревматических расстройств, вызванных возмущенной Ватой: параличи (лицевого нерва, гемиплегия), невралгии (ишиас, тройничного нерва), онемение, тремор, Ватаракта (подагрический артрит), сильные боли.
      • Действие: Глубоко проникающее, Вата-успокаивающее (Ватагна), восстанавливающее нервную проводимость, противовоспалительное, обезболивающее.

Уточнение о компоненте “Ума” в Чатуратхья Тайле

В предыдущем разделе мы рассмотрели Чатуратхья Тайлу (Ума Тайлу) из Аштанга Хридайи (Сутрастхана 19.61-63) как мощное средство для лечения неврологических и ревматических расстройств. Однако в аюрведических текстах существует некоторая путаница относительно компонента “Ума” (उमा), упомянутого в этом рецепте.

1. Кто такая “Ума” в составе масла?

В разных источниках термин “Ума” может относиться к:

  • Льну (अतसी, Atasī – Linum usitatissimum) – из-за схожести названий и его свойств, полезных при Вата-расстройствах.
  • Асафетиде (हिंगु, Hingu – Ferula foetida) – особенно в контексте ветрогонного и Вата-успокаивающего действия.
  • Корне клещевины (एरण्डमूल, Eraṇḍamūla – Ricinus communis) – что подтверждается прямым указанием в рецепте Чатуратхья Тайлы.

Но в данном случае (Аштанга Хридайа 19.61) “Ума” – это именно корень клещевины (एरण्डमूल), а не лён или асафетида.

2. Почему возникла путаница?

  • Лён (अतसी) действительно называется “Ума” в некоторых текстах (например, в “Раджа Нигханту”), но в Чатуратхья Тайле его нет.
  • Асафетида (हिंगु) иногда именуется “Ума” в народной традиции, но в классических формулах она чаще фигурирует под своим основным названием.
  • Корень клещевины (एरण्डमूल) – ключевой компонент этого масла, и именно он в данном контексте обозначен как “Ума”.

3. Значение корня клещевины (Eraṇḍamūla) в рецепте

Этот ингредиент играет ключевую роль в формуле:

  • Сильный Ваташмака – устраняет боли, спазмы, невралгии.
  • Противовоспалительный – полезен при Ватаракте (ревматических и суставных болезнях).
  • Глубоко проникающий – помогает маслу влиять на нервные ткани.

Однако он токсичен в сыром виде, поэтому требует специальной обработки при приготовлении масла.

4. Вывод: Лён и Ума Тайла – разные вещи

  • Лён (अतसी) – самостоятельное лекарство, полезное при Вате и Капхе (как семена, так и масло).
  • Ума Тайла (Чатуратхья Тайла) – сложный состав, где “Ума” = корень клещевины, а не лён.

Таким образом, хотя лён и называется “Ума” в некоторых источниках, в данном рецепте он не используется. Это важно для правильного понимания классических текстов и корректного применения аюрведических препаратов.

Рекомендация: Если вы встречаете упоминание “Ума Тайлы”, всегда уточняйте контекст – речь может идти как о льняном масле (в народной традиции), так и о сложном составе с корнем клещевины (в классической формуле). Для лечебного применения лучше консультироваться с аюрведическим врачом.

Заключение: Мудрое и Умеренное Использование

Классические тексты Аюрведы представляют лён и льняное масло как ценные, но требующие осознанного применения средства:

  1. Семена льна (Атаси): Преимущественно Вата-Капхашамака. Обладают питательными, смягчающими, укрепляющими свойствами. Полезны для голоса, зрения, репродуктивной системы, волос. Применяются внутрь (часто в виде настоя, отвара, каши) или наружно (в пастах). Требуют осторожности при склонности к Питте (из-за потенциально согревающего эффекта и мочегонного действия).
  2. Льняное масло (Атаси Тайлам): Сильнодействующее, острое (тикшна), согревающее (ушна), сушащее (рукша) средство. Мощный антидот, ранозаживляющее, эффективно при тяжелых нарушениях Ваты и Капхи, кожных болезнях. Внутреннее применение крайне ограничено и только под контролем врача из-за высокого риска повышения Питты и раздражения. Основное применение – наружное (на раны, при сильной сухости и Вате).
  3. Ума Тайла (Чатуратхья Тайла): Пример использования льна (“Ума”) как компонента в сложных, узконаправленных составах для наружного лечения тяжелых неврологических и ревматических патологий Вата-типа. Самостоятельно лён здесь не используется.

Аюрведа подчеркивает: лён – это лекарство. Как и любое лекарство, его применение должно быть обоснованным, учитывающим конституцию (Пракрити), текущее состояние дисбаланса (Викрити), возраст, силу пищеварения (Агни) и сопутствующие заболевания. Бесконтрольное употребление, особенно льняного масла, вопреки популярным западным тенденциям, может принести больше вреда, чем пользы согласно классическим источникам. Перед использованием необходима консультация квалифицированного аюрведического врача. В РИИН вы можете пройти обучение и получить диплом и профессию Доктор Аюрведы, подробнее здесь: https://riin.ru/doktor-ajurvedy/